ПОС
- Родителям
- Обучающимся
- Педагогам
-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
- История образовательной организации
- Международное сотрудничество
- Доступная среда
- Организация питания в образовательной организации
- Школьный спортивный клуб (ШСК)
- Библиотека
- Дети с ОВЗ
- Образовательные стандарты
- Школьный театр
- Социальная работа
- Русский язык и литература
- Математика
- НОКО. Независимая оценка качества образования
- Акции и мероприятия
- Цифровая образовательная среда
- Точка роста
- Бюрократическая нагрузка на педагогов
- Политика обработки персональных данных
- ГИА
- ВсОШ 2023
Целевая модель наставничества
полож1 (DOCX, 0.3 Мб.)дорожная карта (DOCX, 0.5 Мб.)
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
внедрения системы наставничества в образовательной организации МОУ СОШ № 82 п. Ксеньевка
№ этапа | Наименование этапа | Длительность этапа | На этом этапе важно: | Документы для этапа |
1 | Подготовка условий для запуска программы наставничества | В течение второго полугодия | - информировать педагогов, обучающихся и родительское сообщество о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов, молодых специалистов; - определить заинтересованные в наставничестве аудитории внутри и во вне ОО - выпускники, работодатели и др.; -определить цель, задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты; -обеспечить нормативно-правовое оформление программы наставничества; -создать организационные условия для осуществления программы наставничества
(назначить куратора; сформировать команду; привлечь ресурсы и экспертов для оказания поддержки); - создать страницу на сайте ОО; - определить сроки, показатели, способы анализа потребности в обучении (далее, АПО): (самостоятельно или с привлечением экспертов; очно, с использованием интернет- технологий и пр.) и организации «обратной связи», формы отчетности наставника и куратора программы наставничества, формы и условия поощрения с планом; -разработать модель сетевого взаимодействия партнеров в осуществлении наставнической деятельности; | - Приказ о внедрении целевой модели наставничества в ОО (утверждение Положения о наставничестве, дорожной карты внедрения системы наставничества в ОО (наименование этапа, сроки, мероприятия этапа) и ответственных); - Положение о наставничестве в ОО {срок действия до 2024 г.): общие положения; цель и задачи наставничества, формы наставничества, критерии, методы и процедуры отбора/выдвижения наставников; права и обязанности наставников, наставляемых и куратора; мотивация наставников и куратора, критерии эффективности
работы наставника; формы отчетности и др.; - Программа наставничества в ОО {длительность наставнической программы — 1 год): ролевые модели выбранных форм наставничества и календарный план мероприятий; - формы согласий на обработку персональных данных от участников наставнической программы; - партнерские соглашения; |
2 | Формирование базы наставляемых | В течение второго полугодия | - информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы; — организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты), в том числе: - сбор запросов наставляемых к программе; провести уточняющий АПО наставляемых (например, анкетный опрос, интервью, наблюдения и др. для анализа потребностей в развитии наставляемых); - использовать различные форматы для популяризации программы наставничества (форумы, конкурсы, бизнес-игры, сторителлинг, квесты и пр.) | - перечень лиц, желающих иметь наставников; - анкеты для анализа потребности в развитии у наставляемых; - если наставляемые несовершеннолетние, о согласие родителей (законных представителей) на АПО и иные процедуры (при необходимости); - Отчет по результатам АПО наставляемых; |
3 | Формирование базы наставников | В течение второго полугодия. | - провести мероприятия для информирования и вовлечения потенциальных наставников, взаимодействовать с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях (например, мероприятия с соцпартнерами, конференции, форумы, конкурсы и др.); - желающих стать наставниками объедините в базу по хэштегам (признакам классификации); | - формат портфолио наставника; - анкеты-опросы «Чем я могу быть полезен в качестве наставника?»; - письма-обращения к работодателям; - справки об отсутствии судимости, медицинские справки для партнеров; |
4 | Отбор и обучение наставников. | В течение второго полугодия. | - провести отбор наставников в соответствии с Положением о наставничестве и утвердить реестр наставников подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности (памятки, сценарии встреч, рабочие тетради и пр.); - провести АПО наставников и разработать программы обучения наставников; - найти ресурсы для организации обучения (через НКО, предприятия, гранты, конкурсы); -организовать «Школу наставников» и провести обучение; | - Приказ об утверждении реестра наставников; - анкеты для анализа потребности в развитии наставников; - Отчет по итогам АПО наставников; - Приказ об организации «Школы наставников», утверждение программ и графиков обучения наставников; - памятки для наставников;
|
5 | Формирование наставнических пар/ групп | В течение второго полугодия | -организовать встречи для формирования пар или групп (с использованием различных форматов: квест, соревнование и пр.); -организовать пробную рабочую встречу и встречу-планирование наставников и наставляемых, выбрать форматы взаимодействия для каждой пары или группы; | - Приказ об утверждении наставнических пар / групп; - планы индивидуального развития наставляемых (в том числе - индивидуальные траектории обучения); - памятки для наставляемых; |
6 | Организация и осуществление работы наставнических пар / групп | В течение года после этапа 5 (до завершения отчетного периода) | - провести обучающие, экспертно-консультационные и иные мероприятия наставников; — организовать комплекс последовательных встреч наставников и наставляемых; - организовать текущий контроль достижения планируемых результатов наставниками; | - форматы анкет обратной связи для промежуточной оценки; |
7 | Завершение наставничества | В конце отчетного периода | - организовать «обратную связь» с наставниками, наставляемыми и куратором (например, провести итоговое анкетирование, рефлексию); - подвести итоги мониторинга эффективности реализации программы; - организовать итоговую встречу наставников и наставляемых (например, проектное ревью) для обсуждения результатов мониторинга эффективности; -организовать и провести итоговое мероприятие для представления результатов наставничества, чествования лучших наставников и популяризации лучших кейсов; - сформировать базу успешных практик (кейсов); - сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе - из успешно завершивших программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли; - популяризировать лучшие практики и примеры наставничества через медиа, участников, партнеров. | - анкеты удовлетворенности наставников и наставляемых организацией программы наставничества; - Отчет по итогам наставнической программы (включая отчеты наставников и куратора); - Приказ о поощрении участников наставнической деятельности; - благодарственные письма партнерам. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в муниципальном общеобразовательном
учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 82" п. Ксеньевка
Педагогическое наставничество
1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной методической работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными
и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и
воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он
повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя но развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее
Положение, ФЗ- 273 «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативные акты Минобрнауки РФ. Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
1. 3. Настоящее положение утверждено с учетом мнения методического совета, педагогического совета.
Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
• привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закреплении учителей в образовательном учреждении;
• ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности:
• адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя;
• удовлетворение потребностей молодых специалистов в получении знаний о новейших достижениях в области педагогических технологий, передовом отечественном и зарубежном опыте;
• минимизация периода адаптации и профессионального становления молодых специалистов.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист и заместите и директора по учебно-воспитательной работе.
3.3. Руководитель образовательной организации и административная команда подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт образовательной, воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. Наставник должен обладать способностями к образовательной и
воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического совета, согласовываются с заместителем директора учебно- воспитательной работе и методистом, утверждаются на заседании Методического совета.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет
закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.5. Приказ о закреплении наставника издаемся не позднее двух недель с момент назначения молодого специалиста на определенную должность.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
• впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях:
• выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение:
• выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками:
• учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
• увольнения наставника;
• перевода на другую работу подшефного или наставника;
• привлечения наставника к дисциплинарной ответственное;
• психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
4. Руководство наставничеством
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на методиста.
Методист обязан:
• представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
• создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником:
• посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
• организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
• изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
• определить меры поощрения наставников.
4.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с
молодыми специалистами несет руководитель образовательной организации.
Руководитель образовательной организации обязан:
- рассмотреть на заседании методического совета индивидуальный
- план работы наставника, карту индивидуального профессионального развития молодого педагога;
- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих
- обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании учебно-воспитательного центра
- отчеты молодого специалиста и наставника и представить их на заседании Методическою совета.
5. Обязанности наставника
Наставник должен:
• знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности:
• разрабатывать совместно с молодым специалистом карту профессионального развития педагога с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
• изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, крут досугового общения:
• знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений:
• вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности |:
• проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий:
• разрабатывать совместно с молодым специалистом карту профессионального развития педагога: давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
• оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки:
• личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора:
• участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
• вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
• подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
6. Обязанности молодого специалиста
Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании Методического совета с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора.
В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности
деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности:
разработать и осуществлять работу по карте индивидуального профессионального развития, согласованную с наставником и представленную на заседании методического совета:
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности:
учиться у наставника передовым мел одам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень:
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителями директора но учебно-воспитательной работе.
7. Права молодого специалиста
- Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством:
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения:
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
- повышать квалификацию удобным для себя способом:
- защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики:
- требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8. Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников,
относятся:
- настоящее Положение:
- приказ директора ОУ об организации наставничества:
- планы работы педагогического совета, методического совета, учебно-воспитательных центров;
- карты индивидуального профессионального развития молодых педагогов;
- протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, учебно-воспитательных центров, на которых рассматривались вопросы наставничества:
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.