ПОС
- Родителям
- Обучающимся
- Педагогам
-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
- История образовательной организации
- Международное сотрудничество
- Доступная среда
- Организация питания в образовательной организации
- Школьный спортивный клуб (ШСК)
- Библиотека
- Дети с ОВЗ
- Образовательные стандарты
- Школьный театр
- Социальная работа
- Русский язык и литература
- Математика
- НОКО. Независимая оценка качества образования
- Акции и мероприятия
- Цифровая образовательная среда
- Точка роста
- Бюрократическая нагрузка на педагогов
- Политика обработки персональных данных
- ГИА
- ВсОШ 2023
Русский язык и литература
Урок по теме «Склонение существительных»
- Цель урока: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Склонение существительных», совершенствование умения находить имена существительные, отличать их от других частей речи.
УМК: Учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под руководством проф. В.В.Бабайцевой, включает в себя учебник «Русский язык:. Теория» для 5-9 классов (авторы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.); сборник задач и упражнений «Русский язык: Практика» для 6 кл. (под ред. Г.К.Лидман-Орловой), пособие «Русская речь: Развитие речи» для 6 кл. (автор Никитина Е.И.).
Формы организации деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная работа.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
- знать три склонения существительных;
- знать морфологические признаки, от которых зависит склонение;
- уметь определять склонение;
- уметь применять алгоритмы выбора верного написания существительных 1 и 2 склонения, оканчивающихся на шипящий.
Метопредметные:
регулятивные
- осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
познавательные
- анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;
коммуникативные
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
личностные
- осуществлять целеполагание;
- стремиться к личностному самоопределению;
- стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.
- воспитание устойчивого интереса к родному языку
Оборудование: компьютер, проектор, алгоритм, лист самооценивания.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап. Задачи этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД | ||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап.
| - Добрый день! Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.
| Дети стоят возле парты. Ребята приветствуют учителя, гостей и присаживаются на свои места.
Настраиваются на работу. | Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок | ||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний | Откройте тетрадь и запишите: Тринадцатое сентября. Классная работа. На СЛАЙДЕ 2 и листах с заданиями (Задание 1) учащихся записаны в две колонки падежи и вопросы.
Учитель: - Что записано в первой колонке? А что во второй? Соответствуют ли вопросы падежам? Давайте соединим вопросы и падежи. Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверим друг друга. (СЛАЙД 3) | Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску.
Ребята соединяют падежи и вопросы, обмениваются ответами, проверяют друг друга, сверяясь с доской.
| Развитие каллиграфического навыка, развитие мыслительных операций. Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, классификация.
| ||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения.
| Учитель: - Ребята, мы с вами продолжаем раскрывать тайны русского языка. Учитель: - Обратите внимание на доску (СЛАЙД 4). На доске записаны предложения (Задание 2). (1)Сегодня я встретил бабушку. (2) Я узнал у неё о сестре и дочери. Определите одушевлённые или неодушевлённые имена существительные, собственные или нарицательные, а также падеж, род и число у существительных во 2 предложении. Назовите их окончание. А почему у данных существительных разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе сегодняшнего урока. Какой морфологический признак существительных мы не назвали? (Склонение) Какова тема урока? (Склонение существительных) (СЛАЙД 5 ) | Ребята определяют одушевлённые или неодушевлённые имена существительные, собственные или нарицательные, род, число, падеж существительных. Вспоминают все морфологические признаки существительных.
Проверяют правильность выполнения задания.
Учащиеся формулируют тему урока.
|
| ||||||||||||||||||||||
4. Постановка учебной задачи и определение путей выхода из затруднения
| Давайте сформулируем цель урока. Цель урока: вспомнить типы склонений существительных, закрепим умение различать склонения существительных, повторим правописание падежных окончаний существительных. Как мы ее будем достигать? | Учащиеся формулируют цель урока. | Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою тоску зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний | ||||||||||||||||||||||
5. Реализация путей выхода из затруднения с выполнением практических заданий
| На парте у учеников лежит карточка со словами (Задание 3) СЛАЙД 6.. Плащ, тропинка, мышь, рожь, дядя, небо, меч, дорога, молодёжь, мяч, бумага, печь, малыш. Задание по рядам. 1 ряд: Выберите существительные женского рода с окончанием А,Я и существительные мужского рода с окончанием А,Я. 2 ряд: Выберите существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода. 3 ряд: Выберите существительные женского рода с Ь на конце.
Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания. (СЛАЙД 7) По каким признакам вы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию) Учитель: По роду и окончанию можно определить склонение существительных. Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения. (СЛАЙД 8)
Учитель: Давайте посмотрим на слова 2 и 3 группы слов, которые вы записали (СЛАЙД 7), что мы видим? (У сущ-ных 2 склонения Ь знак после шипящих не пишется, а у сущ-ных 3 склонения пишется). Давайте сформулируем правило.
Учитель: Ребята, давайте составим алгоритм определения склонения существительных. Для этого обратимся к следующему заданию (Задание 4). На слайде (СЛАЙД 9) записаны слова: по дороге, дом, у малыша. У какого из этих слов легче остальных определить склонение? Почему? Давайте определим склонение у всех слов и составим алгоритм определения склонения существительных. (СЛАЙД 10)
Алгоритм: 1. Поставить существительное в им.п. 2. Определить род. 3. Выделить окончание. 4. По роду и окончанию определить склонение. Проверим, правильно ли вы определили склонение (СЛАЙД 11) Учитель: Давайте посмотрим, как изменяются по падежам слова разных склонений. (СЛАЙД 12) Задание 5. Рассмотрите изменения существительных разных склонений по падежам и заполните таблицу.
1 скл. 2 скл. 3 скл. И.п. встреча мир ночь Р.п. встечи мира ночи Д.п. встрече миру ночи В.п. встречу мир ночь Т.п. встречей миром ночью П.п. о встрече о мире о ночи
Запишите в таблицу окончания, соответствующие падежу и склонению.
(СЛАЙД 13) Что мы видим? От чего зависит падежное окончание существительных? Вернемся к заданию 1 и ответим на вопрос, почему существительные О СЕСТРЕ И ДОЧЕРИ, находясь в одном и том же падеже имеют разные окончания?
Давайте опираясь на таблицу, выполним устно упражнение, распределив слова в 2 колонки, в 1 колонку определим слова с окончанием Е, во 2 колонку - с окончанием И (выполняем задание в программе на сайте https://wordwall.net/ |
Обучающиеся читают и выполняют задание.
Проверяют правильность выполнения задания, сверяясь со слайдом.
Работают с таблицей.
Учащиеся формулируют правило.
Ребята выполняют задание, составляют алгоритм.
Проверят правильность выполнения задания.
| Познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний | ||||||||||||||||||||||
7.Физминутка.
| -Сейчас немного отдохнем. Я называю слово, если оно 1 склонения, встаёт и потягивается 1 ряд, если 2 склонения – 2 ряд, если 3 склонения – 3 ряд.
| Выполняют физическое упражнение, следуя заданию. | Формирование установки на здоровый образ жизни | ||||||||||||||||||||||
9.Контроль и самопроверка знаний.
| Давайте проверим, как вы усвоили тему. Для этого пройдите небольшой тест. (СЛАЙД 14)
Тест: 1. Что такое склонение? а) изменение по родам б) изменение по падежам в) изменение по числам
2. На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.? а) Кто? Что? б) Кому? Чему? в) Кого? Чего?
3. Вычеркни лишнее слово в каждой строчке: Дочь, рожь, конь. Зима, снег, девочка. Ветер, пальто, рыба.
4.В каком ряду во всех словах верно написано окончание? а) в дороге, о ноче б) в плаще, у дороги в) по площаде, по улице.
5. В каком ряду оба слова записаны верно? а) плащ, печь б) мяч, молодёж в) рож, клещ Проверим тест. Если у вас 5 правильных ответов, ставим отметку 5, если 4 правильных ответа – отметку 4, если 3 и меньше – отметку 3. (СЛАЙД 15)
| Учащиеся работают самостоятельно, на основе полученных знаний определяют правильные ответы.
Учащиеся проверяют тест, выставляют отметки. | Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение. | ||||||||||||||||||||||
10.Подведение итогов. Рефлексия.
| -Что такое склонение? Какие группы склонений имен сущ-х вы вспомнили? Как определить склонение имен сущ-х? -Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: У меня получилось…(СЛАЙД 16 ) Было интересно… Было трудно… Теперь я уверенно могу…
-Наша Родина - Россия. А кто из вас знает, какое дерево является символом России? -Давайте вырастим свою березку. Перед вами на столе 3 березовых листочка. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать - выберите желтый цвет. А кому было совсем не интересно, и он ничего не понял на уроке, выберите розовый цвет. Прикрепите листочки магнитами на доску. | Отвечают на итоговые вопросы учителя.
Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения.
Учащиеся прикрепляют листочки к березе. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
| ||||||||||||||||||||||
11.Информация о домашнем задании.
|
(СЛАЙД 17) | Записывают домашнее задание в дневник.
|
|